Словарь Тюнинга

СТОК — заводская комплектация, без каких либо внешних и скрытых изменений.

ТЮНИНГ — настройка, регулировка, изменение технической части.

СТАЙЛИНГ — изменение внешнего и внутреннего видимого содержания.

ВАЙДБОДИ — комплект деталей кузова существенно изменяющих габариты авто.

ШЕЙВИНГ — удаление с кузова авто шильдиков, молдингов, ручек, замков.
Создание ровных поверхностей на кузовных панелях авто.

БУСТАП — электронное или механическое изменение момента срабатывания перепускного клапана турбины.
В результате увеличивается пиковое давление турбин и повышается пиковая мощность двигателя.

КОРЧ — полностью переделанный авто, настроеный под конкретные соревнования, с потерей возможности передвигаться по дорогам общего пользования.

ПЕПАЛАЦ, ТАЧКО, ПОМОЕЧКА, ТЕЛЕГА — любимый, самый лучший на Свете, личный автомобиль рейсера.

БЕРНАУТ — жжение резины покрышек на авто, путем пробуксовки колес, стоя на одном месте.

ДРИФТ — движение авто в управляемом заносе.

КВОТЕР, ДРЭГ — заезд авто по прямой на дистанцию 402м.

"СТАЙЛИНГ — изменение внешнего и внутреннего видимого содержания."
Хотелось бы добавить: это то, что не влияет на ходовые качества авто (разгон, торможение и управляемость), т.е. просто — украшательство.
а то написал: видимого содержания… теж самые турбина с кулером, их тоже видно, но это отнють не стайлинг, так ведь? а вот хромированная клапанная крышечка это чистый стайлинг…

СТРИТ РЕЙСИНГ — заезд авто, со светофора, на перекрестке, по улицам города, дистанция и финиш оговариваются водителями индивидуально.

ТЕЛЕМЕТРИЯ — комплекс оборудования, для точного измерения времени прохождения дистанции. Измеряет чистое время от линии старта до линии финиша.
А также время с реакцией, т.е. от включения стартового сигнала до линии финиша. Отражает фальстарт, и правильное позиционирование машин на старте.
Штука очень дорогая.

БУСТКОНТРОЛЕР — электронное или механическое устройство для изменения стоковой отсечки по давлению турбины. Электронные, как правило обманки.
Как правило изменяет характеристики работы соленоида буста, который в свою очередь управляет вестгейтом.

ОБМАНКИ — электронные устройства, которые подключаются к мозгу, для корректировки необходимого параметра. Снятие отсечки по оборотам, скорости, давления турбины и т.д.

МОЗГ, ЭБУ, ЭКУ — электронный блок управления двигателем.
Может быть штатным и тюнинговым. Штатные могут быть чипованы.
Тюнинговые могут быть заводом зашитыми, т.е. запрограммированы, под конкретные спеки.
Либо с выносным пультом управления, для программирования в режиме реального времени.

ЧИПОВАНИЕ, ЧИПТЮНИНГ, ПРОШИВКА, ПРОШИВАНИЕ, ПЕРЕПРОГРАМИРОВАНИЕ — изменение настроек работы мозга, путем переписывания заложенных программ управления.
Либо добавления на плату эбу новых элементов (чип).
Крайне необходимая процедура при установлении спеков и оптимизации их работы в общей системе.

СПЕКИ — тюнингованные детали, дающее возможность настраивать требующий настройки технический узел авто. Либо деталь значительно превосходящая, по своим параметрам производительности, оригинальной стоковой.

ВЕЙСТГЕЙТ — механизм для сброса избыточного количества выхлопных газов раскручивающих турбину, во избежании ее повреждения. Работает по принципу перепускного клапана.
Когда давление турбины достигнет максимального значения, срабатывает соленоид, он подает давление на актютатор, который открывает клапан в горячей улитке турбине и газы идут в обход крыльчатки, не создавая давления на лопасти, и турбина уменьшает обороты.
Бывают встроенные на маленьких турбинах, и выносные на больших.

LSD — лимитед слип дифференциал. Дифференциал ограниченного проскальзывания.
Дифференциал который передает момент на обе оси равномерно, а не только на ось с наименьшим сопротивлением. Т.о. при, допустим попадании авто, одним колесом на лед, а другим на сухой асфальт, машина с простым диффом будет стоять и буксовать, а с жесткой блокировкой, колесо с хорошим сцеплением с дорогой начнет вытягивать авто.
Различаются устройством, натягом и степенью проскальзывания.

МЕТЛА — стеклочиститель на заднем стекле.

КОРОБКА — механическая коробка переключения передач.

БАНКА — оконечный глушитель.

АУТЛЕТ — приемная от турбины труба глушителя.

4WD, АВД — постоянный полный, либо электронно подключаемый привод у паркетников.

4х4 — основной задний привод, жестко подлючаемый передний привод у внедорожников.

4WS - это система, обеспечивающая маневрирование автомобиля, путем поворота четырёх колёс, а не двух, как на большинстве обычных автомобилей. При движении с обычной скоростью эта система обеспечивает одновременный поворот передних и задних колёс в одном направлении, чем обеспечивается улучшение устойчивости автомобиля на дороге, причём задние колёса поворачиваются на гораздо меньший угол, нежели передние. При движении с маленькой скоростью ( примерно до 10 км/ч ), например на стоянке, передние и задние колёса поворачиваются в противоположные стороны, тем самым уменьшая радиус поворота и повышая " вёрткость машины "
Существуют различные разновидности таких систем. На некоторых передние и задние колёса на любой скорости поворачиваются в одну сторону. На других , при движении с малой скоростью, колёса поворачиваются в разные стороны, а на большей скорости - в одну. А есть такие, у которых между режимами малой скорости и большой, при которой колеса поворачиваются в одну сторону, существует скоростной интервал, на котором данная система не функционирует.

В разговорах с людьми, эксплуатирующими автомобили с системами 4WS, или аналогичными, можно услышать много хороших откликов об управляемости таких машин и о том, что повороты можно проходить на высокой скорости без скольжения и заносов. Это действительно так, но существует недостаток подвесок с такими системами, обусловленный плохим качеством наших дорог. Дело в том, что у таких подвесок " шариков " больше чем у обычных подвесок, и поэтому ремонт ходовой части обходится дороже.


МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ — система от сбора испарения масла из картера двигателя.
Состоит из трубочек, закрытой емкости или бочка, воздушного фильтра.
В стоке испарения масла отправляются во впускной тракт. Масло во впуске не хорошо. Поэтому делают вытяжку, но чтоб масло не разбрызгивалось по всему двигателю, его собирают в контейнер с вытяжкой и фильтром на конце.

ИМХО — личная индивидуальная, возможно необьективная точка зрения.

ПАЙПИНГ, ПАЙП — трубка, патрубки.

ФИТИНГ — хомут.

ОВОЩ — авто которое не "едит".

ДРИЩ- Пошел на обгон и не хватило здоровья завершить маневр.

ТАЗ — русская машина.

VVT-i

Система VVT-i (Variable Valve Timing intelligent - изменения фаз газораспределения) позволяет плавно изменять фазы газораспределения в соответствии с условиями работы двигателя. Это достигается путем поворота распределительного вала впускных клапанов относительно вала выпускных в диапазоне 40-60° (по углу поворота коленвала). В результате изменяется момент начала открытия впускных клапанов и величина времени "перекрытия" (то есть времени, когда выпускной клапан еще не закрыт, а впускной - уже открыт).



VTEC (англ. Variable valve Timing and lift Electronic Control)

Система изменения фаз газораспределения с электронным управлением. Используется в двигателях внутреннего сгорания фирмы Honda. Система позволяет управлять наполнением топливно-воздушной смесью камер сгорания. На низких оборотах двигателя система обеспечивает экономичный режим работы, на средних — максимальный крутящий момент, на максимальных оборотах — максимальную мощность.Содержание

В обычном четырёхтактном двигателе внутреннего сгорания впускные и выпускные клапаны управляются кулачками распредвала. Форма этих кулачков определяет момент, ход и продолжительность открытия клапана. Момент открытия (и закрытия) определяет момент открытия (или закрытия) клапана относительно процесса работы двигателя. Ход определяет высоту открытия клапана, а продолжительность открытия отвечает на вопрос «Как долго клапан был открыт». Из-за различного поведения газов (воздушно-горючей смеси) в цилиндре до и после зажигания на разных оборотах двигателя, требуются различные настройки работы клапанов. Так оптимальное соотношение момента, хода и продолжительности клапана на низких оборотах, выльются в недостаточный объём рабочей смеси на высоких оборотах, что сильно уменьшит выходную мощность. И наоборот, оптимальные настройки для высоких оборотов приведут к неустойчивой работе на холостом ходу. В идеале двигатель должен уметь изменять эти установки в широких пределах, подстраиваясь под ситуацию.

На практике спроектировать и создать такой двигатель достаточно трудоёмко и нерентабельно. Предпринимались попытки использования соленоидов вместо обычных подпружиненных кулачков, но такие схемы не дошли до массового производства по причине дороговизны и сложности в исполнении.

VTEC — это попытка компромисса между производительностью двигателя на высоких оборотах и его стабильностью на низких.

Кроме того, в Японии существуют налоги на объём двигателя, заставляя производителей выпускать высокопроизводительные двигатели с относительно маленьким рабочим объёмом. В спортивных машинах как Toyota Supra и Nissan 300ZX мощность достигается турбонаддувом, Mazda RX-7 и RX-8 используют высокооборотистый роторный двигатель. VTEC — это ещё один подход к созданию мощного, малообъёмного двигателя.


SOHC VTEC

С ростом популярности и рыночного успеха, Honda выпустила упрощенную версию VTEC — SOHC VTEC. Поскольку в SOHC двигателях используется один, общий распредвал для впускных и выпускных клапанов, VTEC работает только на впускных клапанах. Причина лежит в свечах зажигания, которые расположены между двумя выпускными клапанами, делая невозможным размещение нескольких профилей кулачков.



SOHC VTEC-E
Следующая версия SOHC VTEC, VTEC-E была разработана не для повышения производительности на высоких оборотах, а для повышения экономии топлива на низких. Для этого, на низких оборотах открывался только один впускной клапан, впуская обедненную смесь и тем самым экономя топливо. При высоких оборотах, давление масла подключало второй клапан и повышало мощность.


3-stage SOHC VTEC
Также, Honda представила на некоторых рынках 3-stage SOHC VTEC. Эта система является комбинацией SOHC VTEC и SOHC VTEC-E. На низких оборотах работает только один клапан, на средних оба клапана, а на высоких в действие вступают высокопроизводительные кулачки. Таким образом экономичность и мощность повышены по сравнению с предыдущими версиями.


i-VTEC

i-VTEC (i значит интеллектуальный (англ. intelligent)) представил непрерывно изменяемые фазы газораспределения на распредвале впускных клапанов в системе DOHC VTEC. Технология впервые применялась на хондовских четырёхцилиндровых двигателях К серии в 2001 году (в 2002 в США). Подъём и продолжительность открытия клапанов по-прежнему управлялся разными профилями кулачков, но впускной распредвал получил способность регулировать угол опережения от 25 до 50 градусов (в зависимости от двигателя). Фазы управляются компьютером, используя давление масла и изменяемой передачи распредвала. Регулирование фаз зависит от оборотов и нагрузки двигателя и могут варьироваться от отсутствия опережения на холостом ходу до максимального опережения под полным газом и низкими оборотами. Как следствие, увеличивается момент на низких и средних оборотах.

Для моторов К серии существуют две разновидности i-VTEC. Первая создана для мощных моторов, таких как в RSX Type-S, TSX, Odyssey Absolute, а вторая для экономичных моторов, таких как в CR-V, Odyssey или Accord. Оба мотора можно легко различить по выдаваемой мощности: производительные системы выдают около 206 л.с., а экономичные моторы не превышают 173 л.с.


КУЛАЧКОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — применяется в основном в автоспорте, делятся на обычные и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах). Синхронизаторы, как в "гражданских КПП" отсутствуют, вследствие чего позволяет экономить время на переключение передач, за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления.
Минусы:
— шумные (за счет работы прямозубых зубчатых пар),
— "жесткие" (при включении передачи),
— относительно небольшой ресурс, требуют регулярного квалифицированного обслуживания,
— цена (на ТАЗик в районе ~4кб).
Плюсы:
— выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня — кулачковая муфта);
— двигатель гораздо быстрее выходит на максимальные обороты;
— повышенная передача становится более "рабочей";
— крутящий момент имеет больший запас на всех передачах;
— автомобиль гораздо легче трогается с места;
— езда получается более плавной.
ИМХО — в основном это заслуга более сближенного ряда и короткой главной пары.

ИНТЕРКУЛЕР – теплообменник. Используется в турбированных автомобилях. Необходим для снижения температуры воздуха (увеличивается его плотность и уменьшается склонность мотора к детонации, повышается отдача двигателя), подаваемого из турбокомпрессора в двигатель. Как работает — горячий воздух из турбины проходит через трубки внутри интеркулера, (происходит теплообмен), трубки нагреваются, а воздух охлаждается.

КОЕ — кинг оф еуроп, ежегодное официальное мероприятие, проводимое в разных странах ЕС, среди гонщиков любителей. Две дисциплины: дрэг и дрифт(с этого года).

БИТВА — условное понятие командной игры, где выигрывает та команда, машины которой в сумме набрали больше побед в парных заездах.

ТАЙМ АТАК — одиночные заезды на лучшее время прохождение дистанции.
СВ
ОП, СВАП — замена, замена какого либо серьезного агрегата на иной, от другой модели, а иногда и марки. Мотор, кпп, моста, подрамники с подвеской. Самый лучший способ принципиально изменить характер овощного авто, но увы далеко не простой, т.к. требует большого кол-ва переделок слесарного и электронного плана.


ТУРБО-ТАЙМЕР-таймер это электронное устройство, которое позволяет двигателю работать определенный промежуток времени после выключение зажигания (вызваны автоматизировать процесс). Турбо-таймеры могут быть с автоматическим выбором времени работы или с ручным выбором, или могут быть частью сигнализаций или устанавливаться дополнительно. Данная функция используется для дополнительного охлаждения турбины (для дополнительной рециркуляции масло) во избежание вспенивания (от высокой температуры) масло оставшейся в турбины, что влияет на срок службы турбины.
Турбо-таймер включается (на 3мин. или более) если вы продолжительное время ездили со скоростью выше 100км/час или выше 3000 оборотов.

Есть несколько аргументов против турбо-таймеров. Технологии турбин и автомобильных масел потерпели больших изменений с времен когда начали их использовать. Новые масла более стойки к температурам (которые вызывают вспенивание масел) в турбине.

BLOW-OFF-клапан для сброса избыточного давления, из впускного тракта, создаваемого турбиной, в атмосферу.




КОЙЛОВЕРЫ — комплект тюненой подвески (амортизатор+пружина). в некоторых случаях имеют регулировку высоты и жесткости.

РАСПОРКА — силовой элемент кузова. представляет собой металлическую (карбоновую) трубу, которая крепится на опоры стоек, как передних, так и задних. Предназначение — увеличивает жесткость кузова, не дает стойкам "играть" относительно друг друга, тем самым улучшая управляемость авто.

НУЛЕВИК — воздушный фильтр условно нулевого сопротивления. Предназначение — позволяет движку "легче" дышать. Бывают сухие, которые не надо пропитывать спец.жидкостью и те которые надо пропитывать каждые 2-3 тысячи км. в зависимости от условий. По материалам: бывают из бумаги и из паралона.

УШИ — тюнинговые боковые зеркала.

ЛАУНЧ КОНТРОЛ — система прогрева резины перед заездом. Состоит из соленоида, который отключает тормоза ведущей оси. Поэтому держа одновременно газ и тормоз, авто стоит на месте и буксует, тем самым прогревает резину для лучшего сцепления с асфальтом. Вживляется в штатную систему тормозов.

ИНЖИНИРИНГ — техническое усовершенствование двигателя, или даже автомобиля в целом.