Свечи накала
Сложность запуска двигателя при низких температурах является основным отличием дизельного мотора от бензинового двигателя.
Свечи накала должны обеспечивать старт дизельного двигателя.
Водителя ожидают определённые трудности при отказе работы свечей накала.
Для того чтобы топливно-воздушная смесь воспламенилась в цилиндрах двигателя, работающего на дизельном топливе, необходима температура 8000 - 8500С.
При охлаждении дизеля до температуры ниже 500С, повышение температуры до 8000С путём сжатия воздуха поршнями не возможно.
Для того чтобы этого добиться, в конструкцию дизельного двигателя установили свечи накаливания.
Они расположены так, что рабочая часть свечи находится в камере сгорания топливно-воздушной смеси и обеспечивает подогрев воздуха.
Основным назначением свечи накаливания является быстрое достижение рабочей температуры смеси.
При повороте ключа «зажигания» свечи за считанные секунды накаляются до температуры 800-1300 градусов, и воздух в камере сгорания быстро нагревается.
При этом каждая свеча расходует ток 8 – 16 ампер.
Посредством реле или электронного блока происходит управление величиной напряжения и длительностью подачи электрического тока на свечи.
После отключения сигнальной лампочки на панели, реле ещё порядка трёх минут подогревает свечи на работающем моторе.
Так как температура накала свечей очень велика, то они ещё достаточное время остаются горячими, поэтому многие современные свечи отключаются от сети сразу, после выключения стартёра.
Современные конструкции оснащены электроникой, которая самостоятельно определяет температуру двигателя, и если температура достаточно высока, то свечи не включаются.
По своей сути, свеча накаливания является нагревательным элементом, который крепится в корпусе и закрывается кожухом. По внешнему виду - это спираль из тугоплавкого металла.
Две спирали из разных металлов представляют более сложную конструкцию свечи.
Сопротивление свечи зависит от степени нагрева.
Свечи автоматически, без внешнего реле поддерживают температуру, и не допускают перегрева.
Устройство и виды свечей накаливания.
Есть два вида свечей - открытые и закрытые.
У первого типа свечей накала нет защитного чехла для спирали.
Зато закрытые свечи защищают спираль оболочкой, внутри которой помещен керамический порошок (оксид магния) с хорошей теплоотдачей. Теплообмен на поверхности оболочки выставляется за счёт подбора сопротивления спирали и тем, где находятся витки.
Геометрия свечей породила название – штифтовые, или стержневые.
Позиция элемента внутри двигателя такова, чтобы топливо попадало на разогретую часть свечи. Штифтовые свечи лучше открытых типов за счёт прочности и срока работы (нет окисления). Так как большие размеры свечи могут мешать перемещению топливной смеси, они имеют очень скромные размеры (диаметр 5-6 мм). Контактный стержень уплотняется спец-резиной или герметиком на основе силикона.
Спираль изготавливают из никеля, железокабольтовых или железохромалюминиевых сплавов, а основание изготавливают из железохромоникилиевого сплава.
Подключают к напряжению двумя способами - однополюсной, где корпус играет роль минусового проводника, и двухполюсной, где выводы идут отдельно каждый.
Первый тип подключения расходует ток от 5-18 Ампер, а напряжение зависит от марки машины и колеблется от 5....24 Вольт. Двухполюсные запитываются напряжением 1,7 Вольта и токовые значения достигают 50 Ампер.
Открытый тип свечей попадается теперь редко. Их массовое применение было на дизелях старого типа, фирмы Mersedes.
Поговорим о факельных свечах накаливания. Они имеют открытый тип и монтируются на впускных коллекторах двигателей с большим рабочим объемом. Горение топлива, подводимого по трубопроводам, разогревает воздух во впускном коллекторе, разогревая цилиндры.
Наиболее вероятной причиной затруднительного запуска дизельного двигателя является отсутствие подогрева во внутренних объёмах цилиндров.
Если двигатель исправен, то после включения стартёра и нескольких оборотов коленчатого вала, двигатель незамедлительно начинает работать.
В тёплое время года нерабочее состояние одной свечи сразу обнаружить трудно.
При запуске двигателя это не заметно.
Но через несколько минут работы двигателя это будет заметно, так как работа мотора будет неровной.
Это происходит из-за нарушения процесса сгорания смеси в холодном цилиндре.
Значительно осложнят запуск двигателя проблемы в двух свечах.
Вышли из строя сразу три, или четыре свечи - факт маловероятный.
Поэтому, если двигатель не удаётся завести, проблему следует искать в проводке или в реле управления. Некоторые модели автомобилей оснащены лампочками, которые включаются при обнаружении неполадок свечей.
Проблем с запуском двигателя не возникнет даже при неисправности свечей, только в том случае, если температура двигателя больше 60 градусов.
Если несколько раз подряд вы испытали трудности при запуске двигателя, то стоит проверить состояние свечей. Неисправность одной свечи ведёт к неисправности остальных.
Существует две причины выхода свечи из строя: закончился срок эксплуатации или неполадки в топливной системе.
Следует обратить внимание, что если на старом автомобиле выходит из строя одна свеча, то целесообразнее заменить сразу все.
Неисправность топливной системы (её деталей) пагубно сказывается на сроке службы свечей.
При износе или загрязнении форсунки, топливо попадает на нагревательный элемент, вследствие чего, в оболочке образуется отверстие и спираль разрушается.
Также повредить свечу можно при проведении демонтажа или некачественной установки.
При неисправности реле может произойти перегрев свечи, что приведёт к оплавлению оболочки и перегоранию спирали. Причиной затруднения запуска может стать и само реле.
Оно может перегореть. Если при проведении ремонта неправильно уложили кабель, то в процессе эксплуатации провода, идущие от реле, могут оборваться или перетереться.
Элементарной диагностикой свечей накала является проверка их электропроводимости.
Ток должен проходить через свечу. Сопротивление свечи в холодном состоянии составляет 0,6 - 0,4 Ома. Определить сопротивление свечи бытовым тестером невозможно, но обнаружить обрыв спирали нагревателя вполне реально и самостоятельно.
В нормальных условиях работы дизельного автомобиля время жизни свечи - 60 тысяч км пробега машины. Свечи не требуют обслуживания и они не разборные.
Известны несколько причин выхода из строя свечей накаливания в дизельных двигателях:
механические повреждения (сколы, трещины, срыв резьбы),
неправильный монтаж,
внутрь проникает влажность и грязь, замыкая витки спирали на корпус,
выход из строя реле времени, а также датчиков (температуры охлаждающей жидкости, скорости движения, оборотов двигателя), также выводит из строя и свечу,
система топливо-подачи, плохое распыление, неверное напряжение губительно сказываются на работе свечи.
Разные типы свечей накаливания иногда различаются по размеру, времени разогрева и мощности.
Вследствие этого, заменять свечи нужно однотипными вариантами.
При выходе из строя свечи менять желательно весь комплект, так как и те свечи, что работают, могут выйти из строя, если время работы свечей уже превышает номинальное.
Сама свеча хрупкая. Поэтому затягивать её нужно динамометрическим ключом, с усилием не более 20 Нм. Крепление провода к свече проводят либо ключом (если гайка шестигранная), либо вручную (круглая гайка).
Более точную диагностику проводят специалисты.
При помощи индукционного амперметра можно провести диагностику свечи без её демонтажа.
Очень часто для выявления неисправности узла требуется проверка на специально оборудованном стенде и строгий визуальный осмотр.
В тех случаях, когда отказывают сразу все свечи, необходимо проверить электрику всего автомобиля.
Особое внимание следует обратить на реле, которое управляет свечами, и проверить цепь.
Статьи